Учреждение образования
«Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности»

Торговое обслуживание

Квалификация: Продавец

Продавец — самая массовая и распространенная   профессия среди торговых работников. Задача продавца состоит в удовлетворении запросов и желаний потребителя. Поэтому важнейшими требованиями профессиональной этики работника торговли по отношению к покупателю являются внимательность, вежливость, доброжелательность, честность и добросовестность.

Условия работы зависят от конкретного торгового предприятия. Продолжительность работы (смены) определяется графиком сменности в каждом магазине. Продавец работает одновременно с людьми, товарами и техникой, что требует способности распределять внимание и быстро переключаться с одной деятельности на другую.

В обязанности продавца входит:

·         обслуживание потребителей: предложение и показ товаров, демонстрация их в действии, помощь в выборе товаров; консультирование потребителей о назначении, свойствах, качестве, конструктивных особенностях товаров, правилах ухода за ними, ценах, состоянии моды текущего сезона; предложение новых, взаимозаменяемых то­варов и товаров сопутствующего ассортимента;

·         подсчет стоимости покупки и выпи­сывание товарного чека. Оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сро­ки пользования. Упаковка товаров, выдача покупки или передача ее на контроль;

·         подготовка товаров к продаже: распаковка, сборка, комплектование, проверка эксплуатационных свойств и т.д.;

·         подготовка рабочего места: проверка наличия и исправности торгово-технологического оборудования, инвентаря и инструмента; размещение товаров по группам, видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы;

·         работа на кассовых суммирующих аппаратах и специальных компьютерных системах, сверка суммы реализации с показателями кассовых счетчиков. Подсчет чеков (денег) и сдача их в установленном порядке.

 Помните, что добрый совет и теплое слово – половина успеха в диалоге продавца и покупателя.

«Продавец» 4-го разряда должен уметь:

проводить обслуживание покупателей (потребителей): предложение и показ товаров, демонстрация их в действии, помощь в выборе товаров, нарезка, взвешивание и упаковка товаров, проверка реквизитов чека, выдача покупки.

консультировать покупателей (потребителей) о поставщике, назначении, составе, свойствах, цене, качестве, конструктивных особенностях товаров, правилах ухода за ними, состоянии моды текущего сезона.

готовить предложения новых, взаимозаменяемых товаров и товаров сопутствующего ассортимента: вкусовых особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности отдельных видов товаров.

проводить подсчет стоимости покупки и выписывание товарного чека.

оформлять паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки.

проводить упаковку товаров, выдача покупки или передача ее на контроль.

контролировать своевременности пополнения рабочего запаса товаров, их сохранности.

проводить подготовку товаров к продаже: проверка наименования, количества, сортности, цены, состояния упаковки и правильности маркировки товаров; распаковка, осмотр внешнего вида, зачистка, нарезка, разделка товаров, сборка, комплектование, проверка эксплуатационных свойств и т.д.

подготавливать рабочего место,

проверять наличие и исправность торгово-технологического оборудования, инвентаря и инструмента; заточка, правка инструмента, установка весов; размещение товаров с учетом товарного соседства, видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы.

заполнение и прикрепление ярлыков цен, контроль за их наличием.

получение и подготовка упаковочного материала.

уборка нереализованных товаров и тары, обеспечение чистоты и порядка на рабочем месте.

Подготовка товаров к инвентаризациям и переоценкам.

работа на кассовых суммирующих аппаратах и специальных компьютерных системах,

сверка суммы денежной выручки с показаниями кассовых счетчиков.

подсчет чеков (денежной выручки) и сдача их в установленном порядке.

контроль за состоянием внутримагазинных и оконных витрин.

Должен знать:

приемы и методы прогрессивного обслуживания покупателей (потребителей) с учетом их пола, возраста, уровня знаний о товаре и других особенностей;

ассортимент, классификацию, характеристику и назначение товаров, питательную ценность, признаки доброкачественности товаров; основных поставщиков товаров; нормы естественной убыли товаров и порядок их списания; способы пользования товарами и ухода за ними;

правила расшифровки артикула, маркировки и штрихового кода; розничные цены на товары; приемы подбора, отмеривания отреза, комплектования товаров; шкалы размеров изделий и правила их определения; основные требования технических нормативных правовых актов, предъявляемые к качеству товаров, таре и маркировке;

виды брака и правила обмена товаров; гарантийные сроки товаров; устройство и правила эксплуатации обслуживаемого торгово-технического оборудования, кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем; признаки платежеспособности государственных денежных знаков; правила продажи по безналичному расчету; способы сокращения товарных потерь, затрат труда, материалов, электроэнергии;

правила продажи реализуемого ассортимента товаров; санитарные правила и нормы;

закон Республики Беларусь “О защите прав потребителей”;

основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь; требования охраны труда и пожарной безопасности.