Учреждение образования
«Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности»

«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ»

«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ»

В УО «Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности» прошел Единый день информирования по теме: «КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ». Электронные сервисы, интернет-банкинг, удаленная работа и учеба, онлайн-регистрации, интернет-магазины и маркетплэйсы – все это настолько прочно вошло в нашу повседневность, что иногда трудно поверить, как жили без этого раньше. Чем больше погружаемся в мир информационно-коммуникационных технологий, тем больше становимся уязвимее.

Наиболее распространенные преступные схемы: звонки от имени банка, сотрудника МВД, КГБ и иных государственных органов, когда мошенник, используя технологию подмены номера, звонит с номера, похожего на официальный номер банка и сообщает о «подозрительной операции» с картой, «блокировке счета» или «попытке взлома», а для «защиты» или «отмены операции» просит сообщить CVV-код, данные из SMS-сообщения с кодом подтверждения, пароль из интернет-банкинга или перевести деньги на «безопасный» (на самом деле подконтрольный мошеннику) счет; фишинговые SMS-сообщения и письма, когда приходит SMS-сообщение или электронное письмо с сообщением о «блокировке карты», «проблеме с налогом», «выигрыше в лотерее», которое содержит ссылку на фишинговый интернет-ресурс (сайт – клон), который выглядит как официальный интернет-ресурс банка, налоговой инспекции или другого государственного органа, где требуется ввести логин, пароль, данные платежных средств, после ввода которых совершается хищение; мошенничества в социальных сетях и мессенджерах («Viber», «WhatsApp», «Telegram»), когда злоумышленник взламывает аккаунт в соцсети или создает фейковый, похожий на него, пишет близким родственникам от имени владельца аккаунта, что срочно нужны деньги на «очень важное дело» (попал в сложную ситуацию, попал в ДТП и др.), прося никому не звонить; либо аналогичная предыдущей схема, когда мишенью становятся друзья, а мошенник от имени друга пишет, что застрял за границей, у него украли деньги/документы, и просит срочно перевести средства; фейковые интернет-магазины, когда создается красивый сайт-одностраничник или группа в социальной сети (зачастую в «Инстаграм»), с огромными скидками на актуальный у населения товар (техника «Apple», садовая мебель, надувные бассейны, брендовая одежда и др.), а после предоплаты товар не приходит, а сайт или группы исчезают, либо сообщения жертвы далее игнорируются; мошенничества под видом государственных органов, когда жертве поступает звонок от имени «судьи», «сотрудника МВД», «налоговой» с требованием срочно оплатить некий фиктивный долг, штраф или пошлину, угрожая арестом счетов или другим наказанием, просят установить приложение для удаленного доступа (например, «AnyDesk» или «TeamViewer») для «проверки счета», что дает им полный контроль над устройством потерпевшего; финансовые пирамиды и инвестиционные мошенничества, такие как предложения «высокодоходных инвестиций» в криптовалюту, биржи или стартапы с гарантированным высоким доходом. При этом на первом этапе могут даже выплачивать небольшие проценты, чтобы потерпевший внес еще больше денежных средств и привел родственников, друзей и знакомых, после чего проект закрывается, а денежные средства похищаются; вымогательство на интимной почве («сексторшен»), когда мошенник через соцсети знакомится с жертвой, втирается в доверие, склоняет к общению в видеочате интимного характера или к отправке откровенных фото, записывает видео или делает скриншоты, а затем шантажирует. Следует отметить, что фишинг и мошенничество с банковскими картами являются самой массовой категорией кибермошенничества в Республике Беларусь. При этом наряду с данными преступными схемами мошенники активно используют и такой метод фишинга, при котором конфиденциальные данные белорусских граждан добываются злоумышленниками посредством телефонных звонков. Этот вид мошенничества называется «вишинг». Растет количество случаев мошенничества с использованием технологии Deepfakes – это созданные искусственным интеллектом голосовые сообщения и видеозвонки от якобы коллег, друзей и родственников, как правило, с просьбой о срочном денежном переводе и др. При видеозвонке следует обращать внимание на такие детали, как нечеткое или смазанное изображение лица говорящего, отсутствие или неестественная мимика лица. Помните, что сотрудники банков и правоохранительных органов не звонят через мессенджеры с использованием видеосвязи. При совершении денежного перевода под влиянием мошенников необходимо незамедлительно обратиться в органы внутренних дел для сохранения денежных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *