Главная / Единый день информирования / Сентябрь /

Сентябрь

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА –

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

Интеллектуальный (человеческий) капитал – один из важнейших факторов инновационного развития любой страны.

Сегодня благосостояние белорусской нации напрямую зависит от способности экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал, поскольку конкурентные преимущества стран на мировом рынке во многом зависят от уникальных факторов нематериального характера.

Например, США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около $700 млрд., Германия − $530 млрд., Япония − 
$400 млрд.

Одной из основных составляющих человеческого капитала является уровень образования, компетенций, приобретенных в процессе обучения.

Выступая с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2015 г., Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил: «Ведущую роль в повышении качества человеческого потенциала играет система образования. В орбиту ее деятельности прямо или косвенно включено практически все население страны».

Обеспечение доступности и качества общего среднего образования – ключевой приоритет устойчивого развития Республики Беларусь.

Доступность общего среднего образования обеспечивается за счет:

развития многофункциональной сети учреждений общего среднего образования (начальные, базовые, средние школы, учебно-педагогические комплексы, гимназии, лицеи, суворовские, кадетские училища и иные виды),

создания структурных подразделений в учреждениях высшего образования для реализации образовательной программы среднего образования.

Среднее образование в вечерних классах средних школ можно получить также в вечерней и заочной формах получения образования.

В 2014/2015 учебном году в подчинении Министерства образования Республики Беларусь функционировали 3074 учреждения общего среднего образования (в сельских населенных пунктах – 1837, в городских – 1237). В учреждениях общего среднего образования обучались 931,3 тыс. учащихся (в сельских населенных пунктах – 187,2 тыс. учащихся, в городских – 744,1).

Обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках. Выбор языка обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожелания учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних) учащихся. Функционируют учреждения общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на польском языке (817 учащихся), литовском языке (136 учащихся).

1

С 2015/2016 учебного года в 1011 классах вводится профильное обучение в целях дальнейшего развития среднего образования, формирования у учащихся компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.

С целью формирования сети профильного обучения учреждениями образования г.Минска проведено изучение готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения. Проанализирована обеспеченность кадровыми, материально-техническими и учебно-методическими ресурсами. В результате, в  2015/2016 учебном году открыто 394 десятых класса. Из них: 189 базовых (49%), 169 - первой модели (43%), 34 - второй, 2 класса третьей модели.

 Также открыты восемь классов профессиональной направленности (297 учащихся) в учреждениях общего среднего образования Заводского (1 класс), Первомайского (2), Фрунзенского (4), Центрального (1) районов. Из них 1- военно-патриотической направленности (СШ № 143), 2 - правовой (СШ№ 94, 116), 5 педагогических классов (СШ № 6, 126, 203, гимназии № 3, 20).

Направления профильного обучения формируютсяся с учетом реальных потребностей рынка труда, перечня вступительных испытаний в учреждения высшего образования, образовательных запросов учащихся и их родителей, возможностей и традиций учреждения общего среднего образования. Профильное обучение будет способствовать повышению конкурентоспособности  отечественного образования и создаст необходимые условия для формирования и использования человеческого капитала в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны. Будет обеспечено рациональное распределение потоков выпускников II ступени общего среднего образования по каналам дальнейшего получения образования с учетом реальных потребностей рынка труда.

Для обучающихся профильное обучение выступает средством удовлетворения потребностей в изучении на повышенном уровне учебных предметов, необходимых им для дальнейшего продолжения образования, формирования способности планировать свой профессиональный и жизненный путь на основе соотнесения собственных возможностей и потребностей общества и государства в востребованных профессиях и специалистах.

В республике эффективно функционирует система работы с одаренными и талантливыми учащимися и студентами с использованием передовых методик и современных образовательных технологий.

Сохранены сформированные за многие годы подходы к организации работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи. В этих целях ежегодно проводятся:

республиканская олимпиада по учебным предметам;

республиканский конкурс исследовательских работ (конференции) учащихся по учебным предметам;

республиканские турниры юных физиков, юных математиков.

В 2015 году на международных предметных олимпиадах белорусскими школьниками завоеваны 37 медалей (1 золотая,
15 серебряных и 21 бронзовая медаль), в 2014 году − 38 медалей (2 золотые, 21 серебряная и 15 бронзовых).

1

В г.Минске организация работы с одаренными и высокомотивированными  учащимися является одним из стратегических направлений деятельности учреждений образования. В 2015 году в заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам приняло участие 198 учащихся (2014 год – 208, 2013 год - 195). По его итогам команда г. Минска заняла первое место в командном зачете. Завоевано 114 дипломов, что на 4 диплома больше, чем в 2014 году (2014 год - 110, 2013 год - 116).Из них:

дипломов первой степени – 22 (20%) (2014 год – 31, 2013 год – 38);

дипломов второй– 38 (33%) (2014 год – 38, 2013 год – 41);

дипломов третьей– 54 (47%) (2014 год –41, 2013 год – 37).

В процентном соотношении количество дипломов в 2015 году выросло на 1,35% по сравнению с 2014 годом и составило 17,59 %. Отрыв столичной команды от регионов увеличился на 11 дипломов и составил - 25 дипломов (2014 год – 14, 2013 год – 16).

Учащиеся учреждений образования города Минска  традиционно показывают хорошие результаты на республиканском конкурсе работ исследовательского характера по учебным предметам. В 2015 году ими получено 43 диплома (2014 – 48, 2013 – 58). Учащиеся г. Минска заняли 1-е общекомандное место в республике (2014 год – 1-е место; 2013 год – 1-е место). Наибольшее количество призовых мест получили учащиеся Советского (9), Фрунзенского (6), Московского (6), Центрального (5) районов.

1

Полная информация для ознакомления. Скачать в word (Загрузить)