Главная / Единый день информирования / Ноябрь /

Ноябрь

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ –

ГАРАНТ КОНСТИТУЦИИ, ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

11 октября 2015 года состоялись выборы Президента Республики Беларусь.

На высший государственный пост избран Александр Григорьевич Лукашенко, за кандидатуру которого отдано 5 102 478 голосов избирателей, что составило 83,5%.

По информации Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Республики Беларусь за Гайдукевича Сергея Васильевича отдано 201 945 голосов (3,3%), за Короткевич Татьяну Николаевну - 271 426 голосов (4,4%), за Улаховича Николая Дмитриевича - 102 131 (1,7%). Не поддержали ни одного из кандидатов 386 225 избирателей (6,3%). Кроме того, недействительными признано 48 808 бюллетеней (0,8%).

Общее число избирателей по Республике Беларусь составило 7 008 682, а бюллетени для голосования получило 6 115 690 человек.

1

Церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко состоялась 6 ноября 2015 года.

 

Как правило, во всех развитых странах предусмотрено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом существует объективная необходимость обеспечения их взаимодействия. В этой связи обычно учреждается пост главы государства (монарха, президента), который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.

Анализ конституций многих зарубежных стран показывает, что глава государства либо выводится над всеми ветвями власти, либо включается в законодательную и исполнительную ветви власти, либо только в исполнительную власть.

При этом следует отметить, что во многих конституциях термин «глава государства» прямо не упоминается. Обычно под ним понимается монарх либо президент страны. Именно глава государства обеспечивает высшее представительство страны. При этом он зачастую является символом государства, единства нации.

Шарль де Голль так излагал свою доктрину конституционного строительства: «По моему мнению, необходимо, чтобы государство имело голову, т.е. руководителя, в котором нация может видеть стоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и гаранта ее судеб». Именно эта доктрина была реализована в Конституции Французской Республики, принятой на референдуме 1958 года.

Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция) в нынешней редакции весьма схожа с Конституцией Франции.

Впервые в мире пост президента был создан в США. При этом на стадии введения президентства в Соединенных Штатах высказывалось много критических замечаний в адрес этого института («зародыш монархии», «матрица диктатуры» и др.), традиционно больше доверия было к парламенту.

К настоящему времени институт американского президентства значительно эволюционировал. Благодаря своей успешности, разумному применению Конституции США он неоднократно в разной мере копировался другими странами. В этом нет ничего зазорного. Одновременно и сами американцы много чего восприняли из европейского опыта.

Суть, значение и пределы классической президентской власти определяются следующими основными факторами:

конституционными основами президентской власти в их современной интерпретации;

внутриполитическими и социально-экономическими условиями, в рамках которых функционирует президент;

международной обстановкой и степенью угрозы, которую она представляет для национальной безопасности страны;

личными качествами и способностями президента, включая меру доверия к нему со стороны общества.

Изложенная выше позиция точно отражает влияние совокупности факторов на реальный статус Главы белорусского государства.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственного управления.

Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

1

Данные конституционные положения являются универсальными и охватывают весь спектр функций (представительские, управленческие, гарантийные и иные), реализуемых Главой государства в процессе государственного управления.

Основополагающие полномочия Президента перечислены в ст. 84 Конституции, а также в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» и иных законодательных актах.

С учетом заявленной тематики ЕДИ внимание акцентируется именно на гарантийных функциях Главы государства.

Президент Республики Беларусь – гарант Конституции.

1

В этой связи в рамках предоставленных ему полномочий он осуществляет контроль за тем, чтобы все государственные органы, организации и должностные лица действовали в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Глава государства вправе как по своей инициативе, так и на основании поступающих к нему обращений граждан и юридических лиц инициировать производство о проверке конституционности нормативных правовых актов Конституционным Судом Республики Беларусь. Более детально данная функция регламентирована в положениях Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О конституционном судопроизводстве».

Президент, помимо проверки конституционности нормативных правовых актов, вправе внести в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о (об):

даче заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции;

принятии решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции;

даче официального толкования декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

изложении позиции о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

проведении проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

При этом Президент – не единственный, на кого возложена задача по обеспечению сохранности Конституции: он разделяет ее со всеми государственными органами. Однако его роль более значительна и связана с тем, что в случае необходимости именно Глава государства должен «напоминать» властям об их прямых обязанностях, а иногда задействовать соответствующие механизмы для неукоснительного соблюдения положений Конституции.

Президент как гарант Конституции:

имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь;

непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;

имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Иными словами, Глава государства обеспечивает осуществление должного нормотворческого контроля в целях безусловной защиты конституционных положений и соблюдения принципа верховенства права.

Президенту предоставлено право инициировать рассмотрение вопроса в Парламенте Республики Беларусь об изменении и дополнении Конституции, а также выносить соответствующий вопрос на республиканский референдум.

Полная информация для ознакомления. Скачать в word (Загрузить)