Главная / Единый день информирования / Декабрь /

Декабрь

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО В БЕЛАРУСИ:

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

Выступая 29 апреля 2015 г. на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, Глава государства А.Г.Лукашенко обозначил совершенствование сферы ЖКХ одним из важнейших актуальных приоритетов развития страны.

Жилищно-коммунальное хозяйство традиционно выполняло жизненно важные функции, в числе которых – создание условий для комфортного проживания, предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг.  

От качества работы жилищно-коммунальных служб во многом зависит успешное развитие экономики страны, благосостояние людей, их здоровье, работоспособность, стабильность в обществе.

В конце 1980-х годов, фактически унаследовав советскую систему ЖКХ, где коммунальный и жилищный фонды находились в собственности государства и содержались за счет значительных бюджетных дотаций, белорусскому жилищно-коммунальному хозяйству пришлось решать многочисленные задачи по развитию и совершенствованию правовой и методической базы, реформированию отрасли, привлекать специалистов высокой квалификации, обладающих профессиональной подготовкой и достаточным опытом практической работы.

Начиная с 1990-х годов на баланс жилищно-коммунальных организаций стали передаваться объекты коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда от других министерств и ведомств с целью освобождения их от несвойственных им форм деятельности и снижения себестоимости производимой ими продукции.

С 1997 по 2002 год в коммунальную собственность было принято более 16 млн. м² ведомственного жилья.

1

За указанный период почти завершилось восстановление жилищно-коммунального хозяйства бывших военных городков, оставленных после вывода войск Российской Федерации либо переданных Вооруженными Силами Республики Беларусь. Почти вся коммунальная инфраструктура сельской местности также перешла на баланс и обслуживание организаций ЖКХ. При этом объекты и сети были приняты далеко не в лучшем техническом состоянии и без дополнительных источников финансирования. Главной задачей отрасли стало создание в сельской местности достойных условий проживания – качественно равных городским и соответствующих установленным стандартам.

Справочно.

В 2003 году в Республике Беларусь была утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, в том числе в области жилищно-коммунального хозяйства, в частности:

норма обеспечения водой не менее 140 л/сутки на одного человека, в том числе не менее 70 л/сутки  на горячее водоснабжение в домах, оборудованных центральным водопроводом;

норма отопления жилых помещений  не менее 18 ºС;

норма температуры горячей воды  не менее 50 ºС;

наличие помывочных мест в банях для городов и городских поселков в жилищном фонде 3 или 5 мест на 1 тыс. человек в зависимости от благоустроенности жилищного фонда;

удельный вес освещенных улиц  не менее 80%;

удельный вес улиц с усовершенствованным освещением – не менее 60%;

график подачи горячей воды  ежедневно;

норма потребления электроэнергии в домах  60 кВт/ч / 90 кВт/ч в месяц на одного человека (в зависимости от видов плиты – электро-, газовая).

Республиканскими органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами осуществляется регулярный контроль за соблюдением данных стандартов.

1

Жилищный фонд, его содержание и эксплуатация

Уют и комфортные условия проживания – то, к чему стремится каждый человек независимо от места жительства. В большей степени забота о предоставлении таких условий лежит на жилищно-эксплуатационных службах, в чьи непосредственные обязанности входит техническое обслуживание жилфонда. Это понятие включает обеспечение нормального функционирования всех инженерных систем многоквартирных жилых домов, в т.ч. контроль за его техническим состоянием, наладку и регулировку систем водоснабжения, отопления, энергоснабжения, устранение выявленных неисправностей, влияющих на безопасность проживания, рациональное использование энергоресурсов, чистоту мест общего пользования и придомовых территорий.

Для того чтобы сделать услугу технического обслуживания более прозрачной и понятной для плательщиков, а также в целях снижения ее себестоимости, новым Жилищным кодексом в 2012 году из состава этой услуги был выделен как отдельный вид деятельности текущий ремонт общего имущества.

1

Справочно.

Текущий ремонт общего имущества жилого дома комплекс мероприятий, выполняемых в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности инженерных систем, частичного восстановления ресурса с заменой или восстановлением элементов здания.

В рамках поэтапного повышения доли участия населения в содержании жилищного фонда источниками финансирования таких работ являются как бюджетные средства, так и средства собственников, нанимателей жилья и членов ЖСПК (ремонт подъездов включает восстановление штукатурки и облицовки стен и потолков, замену полов, восстановление декоративных деталей, лестниц, малярные работы).

1

Кроме этого, начиная с 2012 года ЖЭС или РСЦ в счетах на оплату ЖКУ предоставляет подробные сведения о выполняемых коммунальниками работах. Это способствует повышению их ответственности и положительно сказывается на качестве услуг.

Для организаций ЖКХ также важным является недопущение ухудшения технического состояния жилфонда. Путь достижения этой цели – увеличение объемов капитального ремонта, что позволит не только повысить комфортность проживания сотен тысяч граждан, но и сэкономит государству значительные денежные средства.

1

Полная информация для ознакомления. Скачать в word (Загрузить