Главная / Единый день информирования / Август /

Август

О реализации государственной ценовой политики в г.Минске

Критерием статистической оценки ценовой ситуации на потребительском рынке являются рассчитываемые Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (далее – Белстат) и территориальными органами статистики индексы потребительских цен на товары и услуги населению.

Согласно информации Белстата сводный индекс потребительских цен по Республике Беларусь за июль 2015 г. по отношению к декабрю 2014 г. составил 107,5%, в том числе:

на продовольственные товары – 106,2%; 

на непродовольственные товары – 107,5%;

на услуги – 111,0%.

По г. Минску индекс потребительских цен за июль 2015 г. к декабрю 2014 г.:

на продовольственные товары составил 105,2%;

на непродовольственные товары – 109,7%;

на услуги – 110,6%.

Таким образом, потребительские цены на продукты питания в течение прошедшего периода 2015 года в г.Минске росли меньшими темпами, нежели в целом по республике (прирост индекса на продовольственные товары составил 5,2% в г.Минске при приросте 6,2% в целом по РБ). Что касается непродовольственных товаров, то в Минске прирост индекса потребительских цен по данной группе составил 9,7%, что на 2,2% выше республиканского.

Основным фактором, оказавшим прямое негативное влияние на уровень и динамику цен в 2015 году, явилась ситуация на валютном рынке. Вследствие произошедшей девальвации обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам отмечено увеличение цен на нерегулируемые в республике товары иностранного происхождения, а также на товары с импортной составляющей.

Существенная доля импорта – и это касается как реализуемых на потребительском рынке товаров, так и используемых при производстве сырьевых компонентов – обуславливает нежелательную зависимость от валютного курса потребительских цен на большинство товаров.

Учитывая ассортиментную насыщенность объектов торговли в г.Минске, можно предположить, что весомый вклад в индекс роста потребительских цен на непродовольственные товары оказали цены на ряд товаров иностранного происхождения.

Сдерживающими факторами, положительно влияющими на снижение темпов роста потребительских цен являются:

- жесткая денежно-кредитная политика, в том числе поддержание обменного курса в сторону ценовой стабильности;

- взвешенная налоговая политика,

- снижение себестоимости производимой продукции (работ, услуг) – в первую очередь в результате снижения энергоемкости и материалоемкости, а также уменьшения влияния импортной составляющей;

- насыщение потребительского рынка (эффективными инструментами в данном направлении являются создание стабилизационных фондов продовольственных товаров и контроль за их использованием в соответствии с утвержденными графиками, проведение товарных и закупочных интервенций),

- создание условий для развития конкуренции.

Следует отметить, что с начала года наблюдается положительная тенденция снижения темпов роста потребительских цен. Так, индекс потребительских цен в январе составил 102,4%, феврале – 101,7%, марте – 100,8%, апреле – 100,9%, мае – 100,7%, июне – 100,7%, июле – 100,2%.

К сожалению, рост потребительских цен в большей степени затрагивает социально уязвимые слои населения. В связи с этим актуальным остается управляемость процессами ценообразования со стороны государства и сохранение ценового регулирования на ряд важнейших социально значимых товаров и услуг.

Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72
«О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 35) определены  перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются уполномоченными госорганами, в том числе и Минским горисполкомом.

Министерством торговли осуществляется регулирование цен на следующие  социально значимые товары:

- хлеб и несдобные хлебобулочные изделия;

- мясо (говядина, свинина);

- мясо кур и цыплят-бройлеров;

- яйцо куриное свежее;

- молоко, кефир, сметана, творог;

- сухие смеси и каши для детского питания;

- консервы и соки для детского питания.

Минский горисполком осуществляет регулирование цен (тарифов) на следующие социально значимые позиции:

- свежие картофель, свекла, морковь, капуста белокочанная, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки;

- твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения (в пределах норм, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь);

- оказываемые населению услуги:

ритуальные (гарантированные услуги по погребению);

общих отделений бань (за исключением разрядов первого, высшего и люкс) и душевых;

социальные, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите.

услуги оздоровительных лагерей.

Как мера дополнительной социальной защиты населения постановлением № 35 утвержден также перечень социально значимых товаров, на которые Министерством торговли может быть введено временное ценовое регулирование.  В данный перечень включены еще 10 групп основных продовольственных товаров, в том числе товары критического импорта (рис, гречневая крупа, рыба массовых сортов, масло подсолнечное и рапсовое, а также масло сливочное, мука пшеничная, сахар-песок, соль поваренная, хлопья овсяные, макаронные изделия). В случае выявления ценовых злоупотреблений или ухудшения ценовой ситуации под влиянием внешних факторов Минским горисполкомом будут вноситься предложения в Минторг по введению регулирования для сохранения ценовой доступности указанных товаров для населения.

Необходимо отметить, что из 459 позиций товаров и услуг, цены на которые отслеживаются органами статистики для расчета индекса потребительских цен, в республике регулируются около 22-23%.

Несмотря на ограниченный перечень товаров и услуг, на которые сохраняется государственное ценовое регулирование, контроль за ценовой ситуацией осуществляется постоянно. Со стороны государства сохраняется управляемость процессами ценообразования на товары и услуги организаций-монополистов, а также жизненно важные товары и услуги, которые гарантируют социальные стандарты (лекарства, основные продукты питания, услуги ЖКХ и т.д.).

Полная информация для ознакомления. Скачать в word (Загрузить)  

Полная информация для ознакомления. Скачать в powerpoint (Загрузить)